tatiana_den (tatiana_den) wrote,
tatiana_den
tatiana_den

Category:

Два портреа С.М.Драгомировой

Валентин Александрович Серов Портрет С.М.Драгомировой [1889]
Валентин Александрович Серов<br />Портрет С.М.Драгомировой  [1889]<br />
C Софьей Драгомировой Серов познакомился в мастерской Репина, о чем она писала И. Грабарю: "Помню, что приехав однажды в октябре 1889 г. на сеанс к Репину ... я застала там неизвестного господина, с которым меня познакомил Репин. Побродив вокруг меня и посмотрев на меня исподлобья, он сказал что-то Репину. Последний обратился ко мне и попросил разрешения Серову тоже писать с меня портрет. Он работал над ним все время, пока оставался в Петербурге. ... Валентин Александрович уехал в Москву, не докончив моего портрета, и передавая его мне, Репин сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица. Думаю их легко узнать, но, насколько помню, им была дописана только рубаха".

Когда молодой Валентин Александрович Серов писал этот портрет, он уже был автором прославивших его "Девочки с персиками" и "Девушки, освещенной солнцем". Глубокий психологизм и одухотворенность образа, свежесть красок, гармония цветовых сочетаний, изысканность живописи характеризуют и портрет Софьи Михайловны Драгомировой, дочери командующего войсками Киевского военного округа генерала М.И. Драгомирова. Восемнадцатилетнюю девушку одновременно в мастерской И.Е. Репина в Санкт-Петербурге писали два великих художника – сам Репин и его талантливейший ученик Серов. Работа последнего послужила причиной размолвки между ними, правда не имевшей серьезных последствий.

Илья Ефимович Репин Портрет С.М.Драгомировой [1889]
Серов уехал в Москву, немного не закончив портрет. Репин, передавая его работу Драгомировой, чтобы придать законченный вид, "сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица". Это вмешательство возмутило Серова, и он направил учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения.

В доме Драгомировых оба портрета – и серовский, и репинский( http://www.rodon.org/art-071221153447 ) – висели рядом. В начале 1890-х годов гости генеральского дома первым делом просили показать портрет кисти знаменитого Репина, который приводил их в восторг. По серовскому же портрету скользили равнодушным взглядом и только из вежливости интересовались именем автора. Прошло время, и посетители гостеприимного дома спрашивали уже: "Правда ли, что у вас имеется прекрасный портрет Софьи Михайловны работы Серова?" И только потом обращали внимание на второй портрет: "А это чья работа?"

Портрет Серова долгое время находился в собрании Драгомировых в Санкт-Петербурге и Киеве, затем перешел в собственность подруги Софьи Михайловны З.В. Ратьковой-Рожновой. Впоследствии он попал в Государственную Третьяковскую галерею, откуда в 1927 году Отделом по делам музеев Главнауки Наркомпроса РСФСР был передан казанскому музею. Репинский портрет Драгомировой находится в Государственном Русском музее.
www.art-catalog.ru
Subscribe

  • ***

    Небу в глазах отражаться б,- в лужицах топь равнодушия всех мастей. Торной лошадкой по кругу кружится голубь, тоскуя по высоте. Кто на надежды его…

  • Гнёзда

  • Ещё запятую в страницу...

    Ещё запятую в страницу, как ту легкокрылку в сачок. Коль счастью не велено длиться, жар полдня уже ни при чем. И сердце, над жизнью вчерашней рыдая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments